вторник, 30 ноября 2010 г.

Душа семьи


                                       Рядом с "Пенатами"
Ксения Францевна

     Ксения Францевна родилась в поселке Куоккала, под Санкт-Петербургом.  Это был одиннадцатый ребенок в семье инженера Судоремонтного завода в Кронштадте Рейх Франца Васильевича.
 Она появилась на свет июньской белой ночью на семейной даче. Врач сказал, что ребенок не жилец, закидывает ручки за голову, что говорит о больном сердце. Он посоветовал срочно послать за священником.  После крещения священник велел вылить воду из купели под маленькую березку. Если ребенок будет жить, то березка будет расти и хорошеть, если нет, то березка засохнет. Березка выросла и превратилась в большое дерево. Девятая девочка выжила.
Все сестры были значительно старше Ксении. Воспитывала её самая старшая сестра, которой к моменту рождения Ксении  исполнилось 22 года.
Франц Васильевич Рейх
Ксении 7 лет
Елизавета Ивановна Рейх
   У девочки очень рано проявились музыкальные способности.  В четыре года она часто подходила к пианино и пыталась одной ручкой что-то сыграть . Иногда сестры не разрешали
ей это делать и даже иногда закрывали пианино на ключ.
    Но вот однажды к всеобщему удивлению она заиграла какую-то мелодию двумя ручками. После этого сестрам запретили закрывать пианино. Повзрослев, она стала заниматься музыкой серьезно, с педагогами. Ими были певица и пианистка С.М. Валянская, дирижер Михайловского театра М.Ф. Кёлер.
    В архиве Ксении Францевны сохранилось письмо, которое она написала своей сестре
Валентине, когда отдыхала с матерью в Кисловодске (предположительно 1913 год).
                                                                            


Кроме того, Ксения стала заниматься балетом и  даже танцевала широко известную миниатюру  "Умирающий лебедь" на музыку К.Сен-Санса .

Умирающий лебедь
    Семья постоянно жила в Куоккала, а глава семьи жил и работал
в Кронштадте. Заниматься приходилось либо с Валянской , когда
она приезжала, либо с Кёлером, когда она отсутствовала. Тем не
менее к 13 годам Ксения уже хорошо владела инструментом,
показывая большие успехи не только в технике, но в исполнении,
что требует большой зрелости ума и глубины чувств.
    На юбилее И.Е.Репина  в 1919 году она играла  скерцо
Ф.Шопена и Libes Traum Ф.Листа. Cестры Рейх часто посещали
вечера Ильи Ефимовича. Старшая сестра Валентина Францевна
закончила стажировку в Швейцарии по изучению французского
языка и вернулась в Куоккала. Репин захотел углубить свои знания
во французском языке. Начались занятия.  Илья Ефимович в
последствии заказал своему сыну Юрию портрет Валентины
Францевны и повесил его у себя в мастерской. Поскольку Илья
Ефимович хорошо относился в сестрам Рейх,  то морозным
февральским днём прошел пешком  5 верст, чтобы поздравить с
днем Ангела Валентину Францевну.

Валентина Францевна

    В "Пенатах" у Репина обычно по средам устраивались приемы, на которых обсуждались вопросы литературы, музыкальной жизни и изобразительного искусства. Так в письме от 14 июля 1921 года к отцу Валентина Францевна сообщает: "Я делала доклад о Пушкине и многочисленная публика горячо приветствовала  меня, а гениальный хозяин, целуя мою руку сказал: "Если свеча зажжена, её надо поставить на стол". Теперь через две недели будет мой реферат на философскую тему, а через месяц (реферат) о Чехове. Кеночка (Ксения) тоже готовится к публичному выступлению на рояле. Она целый день выстукивает свои сонаты, а я целые дни занимаюсь на террасе. Мамочка и я живем в моей комнате, а нянька (старшая из сестёр Ляля) с Кеной в большой спальне. В проходной комнате для Кены устроен кабинет. А в гостиной стоит только пианино, так как там  Кена и танцует, у неё теперь блестящий аккомпаниатор... Кена очень поумнела и целые дни спорит со мною об искусстве. Всё доказывает, что искусству кланяются до земли, а наука такой
чести не заслуживает.  Она очень много читает и посещает лекции. Вращается она не только среди очень интеллигентных людей, но очень даровитых. Она совместно со своим учителем музыки (С.С.Лаппо-Данилевский) открывает "музыкальные субботники" ... Как видите она совершенно взрослая девица."
Дом-музей "Пенаты"
Илья Ефимович Репин
        Ксении в то время было 15 лет и она серьёзно готовилась к публичным выступлениям в "Пенатах" у Репина. Она занимается французским языком, изучает гармонию и теорию музыки. А также очень много упражняется на рояле, активно занимается у композитора С.С.Лаппо-Данилевского.
       Было ещё одно увлечение: в то время в Европе и у нас в России  восхищались искусством Айсидоры Дункан. Ксения тоже увлекалась хореографическими импровизациями. Она  подбирала музыку, а движения рождались сами собой. Так появились танцы: вальс  с шарфом, полька с мячом. На музыку Роберта Шумана "Карнавал". были созданы хореографические миниатюры "Пьеро" и "Арлекин". Ксения использовала принцип трансформации для быстрейшего преображения из Пьеро в Арлекина. Аккомпанировал ей на рояле Н.Шмаков. Афишу для её выступления в Терийоках  (теперешний Зеленогорск) рисовал Юрий Репин с натуры - Ксения позировала в розовом хитоне.
    На даче у С.С.Лаппо-Данилевского устраивались вечера, на одном из таких вечеров  Ксения исполнила восточный танец на музыку Цезаря Кюи, а  доктор Кузнецов аккомпанировал  ей. После её выступления Репин сказал: " А я думал, что танцевала взрослая танцовщица!".   На  другом музыкальном субботнике у С.С.Лаппо-Данилевского был исполнен квинтет И.-С.Баха. На скрипке играл Верениус, на виолончели - доктор Кузнецов, на фисгармонии - С.С.Лаппо-Данилевский, а  на фортепьяно - Ксения Рейх.
     В "Пенатах"  отмечался  юбилей Владимира Галактионовича Короленко.   Валентина Францевна делала доклад, а Ксения читала стихотворение в прозе "Старый звонарь..."  По окончании чтения Репин  заметил:" Вы читали как взрослая актриса".
    Это был очень одаренная девушка, обладающая многими талантами. Помимо музыкального дарования и способности  к постановке и исполнению хореографических миниатюр, Ксения писала стихи и неплохо рисовала.
   На  фотоснимке  в "Пенатах" (знаменитые "Среды" у И.Е.Репина): сидят (слева направо) И.Е.Репин, знаменитая скрипачка Цецилия Ганзен, дочь Репина Вера, Рейх Ксения, две неизвестных женщины и баронесса D; стоят (слева направо): неизвестная женщина, А.С.Лаппо-Данилевский <?>, брат учителя музыки Ксении Рейх, дочь, жена и младшая дочь художника Х, сенатор Иванов, неизвестная женщина, Нина Бутлерова, внучка сенатора Иванова, две неизвестных женщины, неизвестный мужчина, художник Х  и профессор консерватории Захаров, муж Цецилии Ганзен.















   


2 комментария:

  1. Уважаемые авторы! Не могли бы вы дать разрешение использовать последнюю групповую фотографию из этого материала на нашей страничке, посвященной Репину и его окружению - http://terijoki.spb.ru/old_dachi/repino_Repin.php . Легко заметить, что на обеих фотографиях есть одни и те же персоны, но на фотографии с 85-летия И. Е. Репина мы пока не смогли опознать всех. А эта фотография нам очень поможет. Мы бы сначала обсудили ее на форуме, в теме, посвященной Куоккала - http://terijoki.spb.ru/f3/viewtopic.php?f=3&t=7491 , может быть мы узнаем кого-то, кто у вас не опознан.
    Заранее благодарен, с уважением, Александр Браво

    ОтветитьУдалить
  2. Во время своих поисков по архивам нашел запись из метрической книги Исаакиевского собора за 1906 год о рождении Ксении Рейх, дочери Франца Васильевича Рейх. Если вам это интересно - свяжитесь со мной, вышлю в электронном виде.

    ОтветитьУдалить